КУПЕЦ КАЛАШНИКОВ опера А. Рубинштейна
КУПЕЦ КАЛАШНИКОВ — опера в 3 д. (4 к.), либретто Н. Куликова по поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Премьера: Петербург, Мариинский театр, 22 февраля 1880 г., под управлением автора. «Купец Калашников» принадлежит к числу значительных произведений Рубинштейна, хотя и уступает в художественном отношении "Демону". Музыкальный язык оперы суров, драматичен, многие образы, в том числе введенные либреттистом (например, соседка Алены Дмитриевны Соломонида), отмечены печатью характерности. В то же время многие страницы оперы (пир у царя, пляска скоморохов, дуэт Алены и Калашникова, допрос Калашникова и его ответ царю, хоры, в частности «Слава») свидетельствуют о стремлении композитора к воплощению русского национального духа. В опере резко отрицательно изображены как Иван Грозный, так и опричнина. Всё 1 д. (Александровская слобода) передает атмосферу бесправия. Ненависть опричников к народу и народа к опричникам не менее ярко выражена и во II д. Сцена встречи Кирибеевича с Аленой Дмитриевной показана как грубое насилие. Спасают молодую женщину царский шут и земцы. Кулачный бой — большая игровая сцена. Схватке Калашникова с Кирибеевичем предшествует ряд жанровых эпизодов, показывающих грубость и жестокость кулачных потех. Несомненна направленность замысла, обличающего тиранию царской власти. В результате опера, имевшая успех (чему немало способствовали талантливые исполнители), была снята после двух представлений. Та же участь постигла ее при возобновлении в связи с юбилеем композитора (1889); на этот раз запрещение исходило от Александра III и обер-прокурора Синода Победоносцева. Рубинштейн отказался делать изменения и сокращения (кощунство было усмотрено в показе опричников, напяливающих рясы и шутовски пародирующих священнослужение). Опера была снова снята после второго спектакля. И позднее «Купец Калашников» ставился редко (в России — с огромными купюрами): Тифлис (премьера — 15 ноября 1888 г.; И. Тартаков — Калашников), Гамбург (1891); несколько чаще — в XX в.: Москва, Товарищество русской частной оперы (премьера — 11 марта 1901, под управлением М. Ипполитова-Иванова); Казань (1901), Одесса (1902), Саратов (1903), Москва, Товарищество русской частной оперы (1903), Опера Зимина (1912). Из постановок советского периода лучшая — Куйбышевского театра оперы и балета под управлением С. Бергольца (1959). А. Гозенпуд