Entries (RSS)  |  Comments (RSS)


Калашников Роберт Николаевич

Родился 27 марта 1930 г. в селе Слободка Кич-Городецкого района Вологодской области в семье учителей. В 1938 г. Р.Н.Калашников поступил учиться в среднюю школу №19 г. Архангельска. В 1940 г. семья переехала в Вологодскую область и он продолжил учебу в Лихтошской школе, до ее закрытия, а затем – в Спасской неполной средней школе Вологодской области, которая находилась за 7 км от его деревни. Окончил школу в 1945 г. с Похвальной грамотой. Роберт Николаевич вспоминает о своих тяжелых детских годах: «У моей матери на руках было двое детей. Она работала учителем начальных классов. Нам с братом в сельской местности во время войны выдавали в день по 150 граммов зерна. В 1942–44 гг. я работал пастухом в колхозе им. К.Ворошилова. Мать попросила меня подумать о продолжении учебы в каком-либо техникуме г. Вологды, учащимся которых выдавали по 500 граммов хлеба в день. Я выбрал медицинский техникум (впоследствии – медучилище) и в 1945 г. был принят туда без экзаменов, как закончивший школу «на отлично».1 В 1948 г. Р.Калашников окончил Вологодское медучилище. Год проработав фельдшером детской поликлиники г. Вологды, поступил на лечебный факультет АГМИ. В студенческие годы раскрылись разнообразные способности Р.Н.Калашникова. Он успешно сочетал учебу с общественной работой. Интерес и способности к научно-исследовательской работе им реализовывались на занятиях научного кружка кафедры хирургии, которым руководил профессор Г.А.Орлов. Сокурсники 5 лет избирали Роберта Калашникова, полного идей, энергии, юмора, «любимца курса», застрельщика интересных дел, своим комсомольским вожаком. На V курсе его избрали секретарем институтской комсомольской организации.1 В 1950 г. Р.Калашников выступил одним из организаторов конкурсных курсовых вечеров художественной самодеятельности. С тех пор 40 лет они были любимой формой студенческого художественного соперничества. Сотни студентов-медиков («артистов из народа») – любительских поэтов, прозаиков, композиторов, художников, танцоров, сценаристов, режиссеров – проявляли свои художественные способности на конкурсных вечерах. Артистические способности студент Р.Калашников проявлял в драматическом кружке, в коллективе «артистов-медиков», которым руководил артист Архангельского Большого театра Сергей Николаевич Плотников (впоследствии – народный артист СССР). Все годы учебы в институте он активно участвовал в скетчах и спектаклях этого студенческого коллектива. После окончания института Р.Н.Калашникову ректором АГМИ была предложена аспирантура при кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии. С тех пор судьба Роберта Николаевича связана с этой кафедрой: с 1955 г. – аспирант, 1958 г. – ассистент, 1963 г. – старший преподаватель, 1966 г. – доцент, 1976 г. – профессор кафедры, 1981 г. – заведующий кафедрой. Возглавлявший кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии профессор С.И.Елизаровский вспоминал об аспиранте Р.Н.Калашникове: «Р.Н.Калашников сразу же завоевал симпатии коллектива, как только стал работать... Огромное трудолюбие и настойчивость позволили ему в срок выполнить программу аспирантского курса». На основе экспериментального исследования под руководством профессора С.И.Елизаровского Р.Н.Калашников подготовил кандидатскую диссертацию на тему «Состояние сосудистого анастомоза в связи с ростом организма». Ее защита состоялась в 1961 г. в Ленинградском институте усовершенствования врачей. От преподавателя кафедры оперативной хирургии требовались и солидные практические навыки. Поэтому Р.Н.Калашников счел необходимым параллельно с педагогической деятельностью заниматься лечебной практикой. Он работал 17 лет (с 1955 г.) врачом травматологического отделения 1-ой городской больницы. «Школа клинической практики оказалась превосходной, – вспоминает Роберт Николаевич. – Поскольку травмпункт и травматологическое отделение находились далеко от основных корпусов больницы, дежурным врачам предоставлялась полная самостоятельность решений, действий и ответственности. Один дежурный врач работал и в травмпункте, где за сутки в праздничные или воскресные дни проходило до 200 больных, и в отделении, где находилось до 50 больных. Когда позднее травматологическое отделение было переведено в новое здание 1-ой горбольницы, появилась возможность проводить операции и другого профиля, ибо там располагалось уже много отделений. Довелось оперировать раненных в голову, шею, грудь и живот, малый таз; проводить трепанацию черепа, ампутации, трахеотомию, ушивание раны сердца, мочевого пузыря; накладывать швы на крупные сосуды, нервы, сухожилия, не говоря уже о повседневном лечении вывихов, переломов, ран конечностей и т.д.».1 Роберт Николаевич Калашников стал прекрасным педагогом. Профессор С.И.Елизаровский отмечал: «Роберт Николаевич – вдумчивый и заботливый педагог. На практических занятиях умеет заинтересовать слушателей, лекции читает с увлечением. Ему всегда удается выделить ведущие мысли, сложное сделать доступным для широкой аудитории. Перед нами педагог, сумевший завоевать любовь студентов».2 Новый этап научно-исследовательской работы Р.Н.Калашникова связан с его изучением проблемы оперативного лечения переломов с использованием металлических стержней.1  Эта проблема получила дальнейшее развитие в экспериментально-морфологическом исследовании Роберта Николаевича. На основании его результатов доказана необходимость при остеосинтезе учитывать характер строения костномозгового канала, чтобы уменьшить травму костного мозга, сохранить его сосуды и нервы, особенно при рассверливании костной полости. Опыт Р.Н.Калашникова нашел отражение в его докторской диссертации на тему «Анатомо-физиологические материалы к внутрикостному штифтованию костей при переломах», защищенной в 1974 г. в Ивановском медицинском институте. Эта работа, содержащая полезные для хирургов рекомендации, имеет большую практическую ценность. По признанию Роберта Николаевича, на его научное становление оказывали влияние многие ученые АГМИ – профессора Г.А.Орлов, М.В.Пиккель, М.Г.Заикина, М.Д.Киверин, Т.Н.Иванова, И.Д.Муратова; доценты С.Я.Ступников, А.П.Тюкина; заведующая травматологическим отделением 1-ой городской больницы Г.Л.Черняковская и мн. др. Среди них особое место занимает профессор Сергей Иванович Елизаровский, выпускник Ленинградского медицинского института, заслуженный деятель науки РСФСР, у которого Р.Н.Калашников учился не только в студенческие годы, но и когда работал вместе с ним и под его руководством на кафедре с 1955 г. по 1985 г. В соавторстве со своим учителем, профессором С.И.Елизаровским, Р.Н.Калашников подготовил первый в стране учебник для студентов стоматологических факультетов медицинских институтов «Оперативная хирургия и топографическая анатомия», который был издан в 1967 г. (изд-во «Медицина», г. Москва) и переиздан по рекомендации Министерства здравоохранения СССР в 1979 г. В 1981 г. профессор Р.Н.Калашников избирается Ученым советом АГМИ завкафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии и уже почти 20 лет ее возглавляет. Учебный процесс на кафедре осуществляется в соответствии с «Квалификационной характеристикой врача». Приоритетное направление в ее научно-исследовательской работе – изучение проблемы микроциркуляции при различных патологических состояниях. В настоящее время кафедра участвует в выполнении целевой программы НИР АГМА «Экологическая наркология и суррогатный алкоголизм». По проблеме «Хирургические аспекты регенерации на фоне алкогольной интоксикации» выполнены и защищены кандидатские диссертации Н.А.Мартыновой (1992 г.) и Р.Г.Калининым (1997 г.). Сотрудниками кафедры совместно с главным хирургом Архангельской области, доцентом Б.Н.Федоровым проводилась экспертная оценка деятельности хирургической службы в условиях экономического кризиса. По ее материалам запланирована докторская диссертация доцента В.А.Ярыгина. Результаты научных исследований Р.Н.Калашникова опубликованы в центральной печати (в журналах «Хирургия», «Вестник хирургии», «Ортопедия, травматология, протезирование», «Архив анатомии, гистологии, эмбриологии», «Гематология и трансфузиология», «Анестезиология и реаниматология», «Экология человека», «Лабораторные животные», «Патофизиология и экспериментальная терапия») и в сборниках научных трудов Архангельского, Ярославского, Рязанского, Ленинградского, Ивановского, Одесского, Иркутского медицинских институтов. Всего вышло из печати более 100 научных работ Р.Н.Калашникова. Об итогах своих исследований Роберт Николаевич выступил на IV Международном симпозиуме по приполярной медицине (1978 г., г. Новосибирск), VII Всесоюзном съезде анатомов, гистологов, эмбриологов (1969 г., г. Тбилиси), II Всероссийском съезде по врачебному контролю и лечебной физкультуре (1979 г., г. Ярославль), Всероссийском обществе хирургов (1982 г., г. Москва), II съезде физиологов Сибири и Дальнего Востока (1995 г., г. Новосибирск). Многие годы Р.Н.Калашников передает свой опыт научной работы кружковцам, которые под его руководством проводят исследования совместно с сотрудниками кафедр факультетской хирургии, анатомии человека, анестезиологии и реаниматологии и др. Лучшие из них отмечены наградами. Так, студент П.Савин был удостоен премии им. А.А.Богатырева, погибшего в годы Великой Отечественной войны; студент Г.Демидов – премии на городском конкурсе (г. Архангельск). В 90-е годы профессор Р.Н.Калашников много сил и времени уделял вместе с коллегами клинических кафедр подготовке и изданию пособий для врачей. В 1994 г. впервые в стране было издано «Практическое руководство по оперативной хирургии для анестезиологов и реаниматологов» (авторы – Р.Н.Калашников, Э.В.Недашковский, А.Я.Журавлев). В 1997 г. вышло его 2-ое издание, в 1999 г. – 3-ье, готовится 4-ое издание. В 1999 г. вышла в свет книга для врачей общего профиля и для семейных врачей «Основы неотложной хирургической помощи» под редакцией профессора Р.Н.Калашникова (авторы – Р.Н.Калашников, Э.В.Недашковский, Л.А.Смольников, В.П.Быков, А.Я.Журавлев, Б.В.Кузнецов, А.А.Ошурков). В соавторстве с завкафедрой госпитальной хирургии, профессором В.П.Быковым Р.Н.Калашников в 1999 г. подготовил к изданию книгу «Диагностические операции в клинической медицине». В 1963–1967 гг. Р.Н.Калашников исполнял обязанности замдекана лечебного факультета, в 1967 г. был избран деканом этого факультета. В 1973 г. приказом Министерства здравоохранения его назначили проректором по учебной работе АГМИ. Будучи проректором по учебной работе, Р.Н.Калашников многие годы (70–80-е) руководил изучением заказной темы МЗ РСФСР по научной организации учебного процесса (НОУП) – «Разработка социально-гигиенических и психофизиологических условий обучения». Работа развивалась по двум направлениям – «Разработка и использование оптимальных методов обучения» и «Изучение возрастных и психологических особенностей студенческой молодежи медицинского вуза». Об итогах этой работы Роберт Николаевич выступал перед коллегами на конференциях в Архангельске, Иванове, Иркутске, Казани, Краснодаре, Воронеже, Оренбурге, Уфе. По учебно-методической тематике он сделал 28 докладов на республиканских, региональных и институтских конференциях. Его статьи, посвященные актуальным вопросам учебного процесса, опубликованы в журналах «Вестник высшей школы», «Советское здравоохранение», «Здравоохранение Российской Федерации». За выполнение этой темы Р.Н.Калашников награжден Почетной грамотой МЗ РСФСР. Р.Н.Калашников постоянно выступает на страницах многотиражной газеты «Медик Севера», областной газеты «Правда Севера» по различным вопросам учебного процесса: «Гражданский долг выпускника» (Медик Севера.-1971.-23 марта), «Плюсы и минусы прошедшего года» (Медик Севера.-1973.-24 октября), «Общественная работа помогает учебе» (Медик Севера.-1974.-10 апреля), «Ответственность каждого» (Медик Севера.-1974.-20 ноября), «Больше внимания методической работе» (Медик Севера.-1975.-12 марта), «Главная задача – качество» (Медик Севера.-1975.-5 ноября), «Совершенствовать формы обучения» (Медик Севера.-1976.-20 октябр

 
Хостинг от uCoz